ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Межшкольный Учебный Комбинат № 21 Коньково
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Объект исследования – учебная деятельность учащихся МУК № 21
Предмет исследования – мотивы учебной деятельности учащихся МУК № 21
Цель исследования – определить ведущие мотивы учебной деятельности учащихся МУК № 21
Выборочная совокупность (охват учащихся) – 28 классов учащихся 9,10, 11 классов.
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема мотивации учебной деятельности является ключевой в процессе обучения учащихся. Мотив – это побуждающая причина поведения и деятельности. Обучение учащихся также является деятельностью – целенаправленной и организованной. Безусловно, что во многом интерес к предмету учащихся, успешное усвоение ими материала учебной программы зависит от преподавателя. Однако, не меньшую роль в этом процессе играет установка обучающихся на занятия, и те потребности, которые они реализуют в целостном педагогическом процессе. Что заставляет ученика приходить на занятия? В одном случае, ученик проявляет глубокий познавательный интерес к предмету, его интересуют знания как возможный шажок в будущей профессии. Например, учащийся собирается поступать в технический вуз, и его интересует математика, физика. В другом случае ученик может присутствовать на уроке как бы «из под палки», и не прогуливает он занятия по одной единственной причине – страх наказания, осуждения. Так же встречаются учащиеся – скрытые и явные лидеры – для которых отличные отметки по предмету есть средство укрепления своего авторитета среди сверстников. К этой же группе можно отнести и тех ребят, которых мотивирует страх отстать от своих одноклассников, быть хуже других. Безусловно, нельзя обойти вниманием и такую важную жизненную потребность ребенка – такую как получение одобрения со стороны родителей и других значимых людей. Сюда же можно отнести и такой мотив, как получение отличных оценок – учащемуся приятно получать высокие отметки. Соотношение данных групп мотивов учебной деятельности достаточно вариативно и разнообразно. Поэтому, зная, что для учащегося является в учебе самым при самым важным, можно влиять на его мотивацию к учению.
Для определения ведущих мотивов учебной деятельности учащихся было проведено тестирование. Учащимся предлагался список, состоящий из 14 мотивов учебной деятельности. Каждый ученик должен был выбрать из списка 5 мотивов, которые для него являются самыми важными. Перечень мотивов учебной деятельности предложенный учащимся.
1. Быть аттестованным по всем предметам
2. Успешно продолжать обучение в последующих классах (если вы ученик 9 иди 10 класса)
3. Успешно учиться, получать «хорошо» и «отлично»
4. Приобрести глубокие и прочные знания
5. Быть постоянно готовым к очередным занятиям
6. Не запускать изучение предметов учебного цикла
7. Не отставать в учебе от одноклассников
8. Избежать осуждения преподавателей и классного руководителя за пропуски занятий
9. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности
10. Выполнять педагогические требования
11. Достичь уважения преподавателей
12. Быть примером для одноклассников
13. Добиться одобрения родителей и окружающих
14. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Иерархия мотивов учебной деятельности учащихся МУК № 21 следующая
1 место – Быть аттестованным по всем предметам – 71% учащихся
2 место – Приобрести глубокие и прочные знания – 66% учащихся
3 место – Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности – 62% учащихся
4 место – Успешно учиться, получать «хорошо» и «отлично» – 60% учащихся
5 место – Не отставать в учебе от одноклассников – 30% учащихся
6 место – Добиться одобрения родителей и окружающих – 29% учащихся
7 место – Не запускать изучение предметов учебного цикла – 27% учащихся
8 место – Избежать осуждения преподавателей и классного руководителя за пропуски занятий – 25% учащихся
9 место – Достичь уважения преподавателей – 20% учащихся
10 место – Постоянно быть готовым к очередным занятиям – 19% учащихся
10 место – Выполнять педагогические требования – 19% учащихся
11 место – Быть примером для одноклассников – 17% учащихся
11 место – Избежать осуждения и наказания за плохую учебу – 17% учащихся
% учащихся, которые ответили, что ничего важного для них в МУК – около 3%
Категория: Исследования | Добавил: Admin (2006-12-19) | Автор: МУК-21
Просмотров: 3067 | Рейтинг: 0.0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]